Воспитательная система

Программа развития системы образования РФ и РБ базовым приоритетом определяет разностороннее развитие детей и молодежи, воспитание патриотов страны, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высоким уровнем социальной ответственности, нравственной, эстетической и экологической культурой.Проводимые исследования обучающихся помогли выявить набор ценностей современной молодежи. Наиболее ценным для себя подростки считают высокое материальное положение, семейное счастье, свободу (большинство учащихся понимают свободу как вседозволенность, так как 50% из них уже имели проблемы с законом до поступления в школу). Настораживает снижение значимости у подростков таких ценностей, как любовь к Родине, «активная жизненная позиция», явно проявляется интолерантность, большая часть старшеклассников не заботится о своем здоровье, курят, широко распространен социальный инфантилизм. Непонимание собственной ответственности за происходящее, нежелание или невозможность предпринимать усилия для изменения своей жизненной активности приводят к недооцениванию возможностей собственного потенциала. Все это противоречит целям, поставленным государством в образовательной Программе.В течение многих лет школа накапливала опыт воспитания нового гражданина Республики Башкортостан, на основе которого создана Концепция воспитательной системы школы гражданского становления.  Концепция определила миссию школы: создание пространства для самореализации подростков в социально-значимой, учебной творческой деятельности и социально-психологическая и педагогическая реабилитация учащихся с девиантным поведением, а также детей из семей группы риска.В школе сложилась система учебно-воспитательной работы, главной целью которой стало воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом, формирование позитивной «Я-концепции».Согласно поставленной цели выработана Модель выпускника школы. Согласно Модели ученик – это:

  • Личность, уважающая себя, осознающая свою ценность и признающая ценность другой личности, способная сделать выбор в ситуациях морального выбора и нести ответственность перед собой и обществом;
  • Гражданин общества, страны, мира, обладающий политической и демократической культурой, признающий общечеловеческие ценности, уважающий людей других национальностей;
  • Человек, свободный в выборе образа жизни, признающий при этом моральные и юридические законы страны, общества, уважающий свободу выбора и права других людей;
  • Личность, общая культура которой предполагает потребность в здоровом образе жизни, культуры труда, культуры эмоций и чувств, интеллектуальной культуры и  культуры отношений;
  • Житель планеты ЗЕМЛЯ  со сформированной экологической и природоохранительной культурой.

Задачи Концепции

Объединить учебную и воспитательную деятельность.
Воспитать потребность в здоровом образе жизни, умение противостоять давлению среды.
Помочь осознать свой социальный статус, свои права и обязанности.
Научить действовать в обществе, ориентируясь на свои интересы и потребности с учетом прав и интересов других людей, не выходя за рамки закона.
Воспитать уважение к истории своего народа, страны, терпимость к инакомыслию, мнению другого человека, потребность во взаимопонимании и готовность прийти на помощь к тем, кто в ней нуждается.
Воспитать патриотизм, сформировать у старшеклассников активную гражданскую позицию.
Сформировать социально значимые навыки в процессе деятельности.

Принципы Концепции

Осуществить поставленные задачи можно при личностно-ориентированном подходе к учащимся, как в обучении, так и в воспитании. Все отношения в школе строятся на следующих принципах:

  • Принцип уважения личности.
  • Принцип коллективной деятельности.
  • Принцип разумной требовательности.
  • Принцип учета возрастных и психологических особенностей.
  • Принцип диалога и сотрудничества.
  • Принцип стимулирования самовоспитания.
  • Принцип связи с реальной жизнью района, города, страны.
  • Принцип опоры на интересы потребностей учащихся, педагогов, родителей, учета их социального заказа.
  • Принцип опоры на национальные, региональные, местные традиции.
  • Принцип создания ситуации успеха.

Программы деятельности

Концепция представляет собой комплекс программ по различным направлениям учебно-воспитательной работы, нацеленной на решение поставленных задач:

  • «Республика ЭДЕМ».
  • «Я и Закон».
  • «Здоровье».
  • «Я и мой выбор».
  • «Первое в жизни — служить Отчизне».
  • «Все разные – все равные»
  • «Семья».

Каждая программа разработана, научно обоснована, все они взаимосвязаны и реализуются через все сферы деятельности школы:

  • учебный процесс,
  • систему дополнительного образования,
  • внеклассную работу,
  • работу в социуме,
  • самоуправление.

Основой воспитания формирования гражданской позиции является нравственное воспитание учащихся. Нравственное воспитание осуществляется на уроках этики и этикета. С целью выполнения каждой программы составлен план проводимых в школе мероприятий.