Республика «ЭДЕМ»

Программа «Демократическая Республика ЭДЕМ»
Одним из направлений, способствующих активизации гражданской позиции старшеклассников, является развитие ученического самоуправления. Самоуправление позволяет включать учащихся в реальное управление, помогает строить партнерские отношения.
В нашей школе самоуправление зародилось в 1998 году, прошло несколько этапов становления и только в 2003 году сформировалась окончательная система, которая выявилась в программу «Демократическая республика ЭДЕМ».
Цель программы: создание развивающей среды, способствующей формированию у учащихся опыта социальных отношений и развитию активной гражданской позиции, воспитание, гражданина с высокой демократической культурой.

Задачи:

  • Помочь учащимся освоить на практике основные демократические процедуры в обществе.
  • Развить организаторские способности учащегося, учить управлять и подчиняться.
  • Воспитать самостоятельность, ответственность, предприимчивость.
  • Научить умению отстаивать свои права, права коллектива.
  • Сформировать политическую культуру.
  • Освободить учителя (классного руководителя) от части организаторских, контрольных функций.
  • Использовать интеллектуальный и физический потенциал учащихся в решение практических и хозяйственных проблем школы.

Самоуправление в нашей школе базируется на следующих принципах:

  • принцип равноправия – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения,
  • принцип выборности – полномочия приобретаются в результате выборов,
  • принцип гласности – работа органов самоуправления открыта для всех учащихся,
  • принцип законности – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов,
  • принцип целесообразности – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся,
  • принцип гуманности – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных заповедях,
  • принцип ответственности – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями.

Содержание деятельности:

Республика ЭДЕМ – это форма жизнедеятельности учащихся, которая реализуется в следующих направлениях:

  • Социально-значимая деятельность – деятельность, при выполнении которой достигается определенный результат полезный как для самих учащихся, так и для окружающих.
  • «Школа лидера» – развитие учащихся от «слушателя» до «лидера-организатора», рост коллективов старшеклассников от «песчаной россыпи» до «горящего факела» (по методике А.Н.Лутошкина).
  • Спортивно – оздоровительная деятельность.
  • Информационная деятельность.
  • Выпуск газеты «ЭДЕМовец», проведение социологических опросов.
  • Досуговая деятельность – способствует раскрытию творческих способностей каждого ученика школы.
  • Трудовая деятельность.
  • Нормативно-правовая деятельность.
  • Спортивно-оздоровительная работа.
  • Военно-патриотическая деятельность.
  • Деятельность по изучению ПДД.

Уровни ученического самоуправления:

1 уровень – ученическое самоуправление в классе.
2 уровень – ученическое самоуправление в школе.
3 уровень – межшкольное взаимодействие.

Каждый класс школы представлен как отдельный город со своей символикой (название, девиз, герб). В каждом городе избирается мэр (представитель города) и администрация (горсовет). Мэр города и совет выбирается на учебный год. 
Мэры и советы классов – городов тесно сотрудничают между собой. Организуют разнообразные внеучебные дела, акции, выезды. Стало традицией проводить праздники «городов – побратимов», где классы заключают между собой договора о дружбе, и взаимопомощи и взаимовыручке.
Ученическое самоуправление второго уровня составляют общешкольные органы самоуправления, Школьная Дума, министерства, президент избираемые на год.
Стать президентом может старшеклассник представивший и успешно защитивший свою предвыборную программу и набравший большинство голосов на выборах. Каждое министерство имеет своего консультанта.
Структура и жизнь государства определяется Конституцией, которое выработало школьное сообщество. Конституция может дополняться и изменяться. В основу этого документа положены нравственные ценности, определенные самими коллективами и направлены на уважение личности воспитанников, их самостоятельности, взглядов и суждений, достоинства и чести.
Третий уровень ученического самоуправления характеризуется участием представителей школы в районном совете. В участие и организации районных лагерей актива.

Основные этапы жизни Республики ЭДЕМ

  • Организационный этап:
    • Определение лидеров.
    • Знакомство с традициями и жизнью Республики.
    • Знакомство с документами Республики.
  • Избирательный этап:
    • Выборы в местные органы самоуправления.
    • Регистрация избирательных блоков.
    • Проведение избирательной компании.
    • Выборы органов власти.
    • Формирование Правительства.
  • Деятельный этап:
    • Организация жизни Республики ЭДЕМ.
  • Отчетный этап:
    • Отчет органов самоуправления.

Ожидаемые результаты

  • Личность, умеющая адаптироваться в социальной среде.
  • Закрепление в поведении старшеклассников демократических ценностей, провозглашенных в Республике ЭДЕМ и превращение их в привычку.
  • Появление лидеров, способных брать на себя ответственность в ситуации выбора.
  • Появление в молодежной среде лидеров, имеющих нравственные ценности.
  • Наличие нормативно-правовых документов, регулирующих жизнь Республики.
  • Насыщенная и интересная для учащихся жизнь школы.

Диагностика результатов

  • Диагностика эффективности программы «Демократическая республика ЭДЕМ» отслеживается при помощи следующих диагностик:
  • Методика «Я – позиция», «Акт добровольцев» (А.В.Байбородовой).
  • Методика выявления уровня развития ученического самоуправления (М.И.Рожкова).
  • Методика «Мы – коллектив» (А.Н.Лутошкина).
  • Диагностика формирования у старшеклассников гражданской зрелости.