РЖД открывает железнодорожные классы

Основная цель опорных школ – заинтересовать ребят перспективами дальнейшего построения карьеры на железнодорожном транспорте и обеспечить высокий уровень подготовки подростков по техническим предметам, необходимым для поступления в университеты путей сообщения. «В современном мире идёт постоянная борьба за специалистов. Крупные компании, например «Росатом», СИБУР, «Яндекс», готовят будущие кадры уже со школьной скамьи. РЖД также активно работают со школьниками: через сеть образовательных учреждений и Детские железные дороги мы ежегодно привлекаем более 30 тыс. талантливых молодых ребят, но можем больше. С помощью опорных школ мы рассчитываем увеличить охват профориентационными мероприятиями практически вдвое», – отметил начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Сергей Саратов.

На первом этапе, статус опорных школ был присвоен 58 учебным заведениям России. Помимо собственных образовательных учреждений РЖД его получили 37 муниципальных школ с сильной физико-математической подготовкой. При отборе партнёров так же учитывается их территориальное расположение.

По соглашению между школами и РЖД учебное заведение выделяет для занятий по железнодорожному профилю один или несколько кабинетов, а компания со своей стороны оборудует там брендированную зону и закупает всё необходимое для практических занятий оборудование.

Каждая опорная школа также включает в свои образовательные программы предметы, направленные на профориентацию ребят: «Добро пожаловать на железнодорожный транспорт», «Твоя будущая профессия», «Выбор профессии», «Общий курс железных дорог». Это предусмотрено положением, регулирующим их работу, которое в РЖД утвердили ещё в феврале.

Считается, что один из наиболее эффективных способов обучения поколения Z – игра. В профориентационном блоке образовательной программы РЖД активно используется принцип edutainment (education + entertainment): обучение как игра, обучение как открытие, обучение как исследование. В частности, для изучения железнодорожных специальностей разработан комплекс игр и квестов. Поскольку преподавать вводный курс в профессию, как и остальные профильные занятия, будут педагоги муниципальных школ, все учебные материалы включают пошаговые инструкции и всё необходимое для их реализации.


Компания подготовила материалы таким образом, чтобы минимизировать риск ошибки при их подаче. Модуль «Страна железных дорог» содержит подробное описание занятий, поэтому любой педагог, даже тот, кто не имеет отношения к железной дороге, способен данный материал объяснять. При этом РЖД, безусловно, будут оказывать педагогам школ поддержку. Планируется, в частности, провести ряд обучающих вебинаров. В перспективе возможно обучение педагогов по дополнительным программам повышения квалификации, проведение конкурсов профессионального мастерства, грантовая поддержка.

Чтобы школьники могли вживую увидеть то, о чём им рассказывают на профильном курсе, в программе предусмотрено время на экскурсии на предприятия железнодорожного транспорта. 

Опорные школы, по задумке РЖД, должны стать точками притяжения талантливых ребят в регионах. С их помощью в компании рассчитывают сформировать у подрастающего поколения образ РЖД как современного и инновационного холдинга. Система профориентации ОАО «РЖД» должна обеспечить уход от стереотипного взгляда на отдельные железнодорожные профессии, ориентировать детей и молодёжь на позитивные ценности отрасли, такие как масштабность решаемых задач, технологическое развитие железнодорожного транспорта, цифровизация профессиональной деятельности, стабильность работы, возможности профессионального и карьерного роста. Эти цели прописаны в Концепции развития профориентационной деятельности ОАО «РЖД».

Из материалов журнла «Гудок» https://gudok.ru/newspaper/?ID=1533467