Выпускникам

Структура экзамена и его продолжительность
На всю экзаменационную работу отводится 235 минут. Примерное время на выполнение заданий составляет:

  • для каждого задания с кратким ответом — 2–5 минут;
  • для каждого задания с развёрнутым ответом — от 5 до 20 минут.

СТРУКТУРА ЕГЭ-2022

  • ЧИСЛО ЗАДАНИЙ 30
  • ПЕРВИЧНЫЙ БАЛЛ 54
  • КОЛИЧЕСТВО ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ 7
  • КОЛИЧЕСТВО ЗАДАНИЙ С КРАТКИМ ОТВЕТОМ В ВИДЕ ЧИСЛА 11
  • КОЛИЧЕСТВО ЗАДАНИЙ С КРАТКИМ ОТВЕТОМ В ВИДЕ НАБОРА ЦИФР 12

Темы ЕГЭ по физике
На ЕГЭ-2022 будут проверяться элементы содержания из следующих разделов и тем курса физики:

  1. Механика: кинематика, динамика, статика, законы сохранения в механике, механические колебания и волны.
  2. Молекулярная физика: молекулярно-кинетическая теория, термодинамика.
  3. Электродинамика и основы СТО: электрическое поле, постоянный ток, магнитное поле, электромагнитная индукция, электромагнитные колебания и волны, оптика, основы СТО.
  4. Квантовая физика: корпускулярно-волновой дуализм, физика атома, физика атомного ядра, элементы астрофизики.

Первая часть экзаменационной работы включает два блока заданий: первый проверяет освоение понятийного аппарата. Данный блок содержит 21 задание, которые группируются исходя из тематической принадлежности следующим образом: задания 1–2 — интегрированные, 3–8 — механика, 9–13 — молекулярная физика, 14–19 — электродинамика, 20–21 — квантовая физика. Второй блок, куда входят задания 22–23, проверяет методологические умения.

Физика ЕГЭ вариант 2022

Физика ЕГЭ пробный вариант 2022

Что нужно знать при подготовке к ЕГЭ по физике и учитывать во время самого экзамена

  1. При выполнении заданий первой части следует внимательно читать условие — в нём возможен «избыток данных», обращать внимание на единицы, в которых должен быть представлен ответ, при этом не вносить их в бланк ответов.
  2. В расчётных задачах второй части необходимо использовать только те формулы, которые записаны в кодификаторе. Если этого не сделать, можно потерять до двух баллов, несмотря на правильное решение задачи. Например, при решении задач на движение в поле тяжести нельзя использовать готовую формулу для дальности полёта, высоты подъёма — их следует выводить. Формулы для расчёта количества теплоты в изобарном процессе в виде Q = 5/2 ∙ RΔТ нет в кодификаторе, поэтому она должна быть получена из выражений для внутренней энергии одноатомного идеального газа и работы газа. Формулу для расчёта радиуса окружности, по которой движется заряженная частица в магнитном поле, также нельзя использовать в готовом виде. В задачах на силу Ампера и силу Лоренца недопустимо записывать формулу без синуса угла, если он равен одному.
  3. В задании 22, где надо определить показание прибора, следует обратить внимание на то, что число значащих цифр в цене деления и в значении показаний прибора должно совпадать. Например, если на черновике написано: (2,00 ± 0,25) А, то в бланк ответов следует внести набор цифр без пробелов и без знака ±, а именно 2,000,25.
  4. В ходе решения задач следует использовать общепринятые обозначения величин. В случае, если возникает необходимость ввести новые обозначения, они должны быть описаны. Нестандартные обозначения можно расшифровывать в записи условия, на чертеже или в тексте решения.
  5. Если в условии сказано, что необходимо выполнить чертёж, тогда это обязательная часть решения. Например, в задаче на построение в линзах чертёж оценивается в 1 балл, даже если сама задача решена неверно. В задании 30 чертёж обязателен, поскольку на его основе идёт описание выбранной модели решения. Если в задаче рисунок не требуется, формально его можно не делать. Однако если он будет приведён в решении, при этом в нём будут допущены неточности или ошибки, то это приведёт к потере 1 балла.
  6. Названия законов в расчётных задачах приводить необязательно, однако если возникла необходимость написать название закона, то следует писать его точно. Например, при правильном решении и записи закона Бойля — Мариотта сказано, что это закон Гей-Люссака. Такая запись приведёт к потере 1 балла.
  7. При оформлении расчётной задачи 30 следует учесть, что произошли изменения в критериях оценивания: к ним добавлен критерий 1 — «Обоснование». Сохранены традиционные критерии по трёхбалльной шкале, названные теперь критерием 2. Как уже было сказано, в ЕГЭ-2022 задание 30 будет на механику, причём будет два тематических блока: задачи на неупругое столкновение и задачи на движение связанных тел. Чтобы получить дополнительный балл по критерию 1 в задачах на неупругий удар, необходимо записать условие применимости закона сохранения импульса, закона сохранения энергии. Например, в задаче, где надо описать движение двух осколков после разрыва снаряда, необходимо обосновать применимость закона сохранения импульса. Действительно, система «осколок 1 + осколок 2» не замкнута, поскольку действует внешняя сила — сила тяжести. Однако действием этой силы можно пренебречь, поскольку время взаимодействия мало. За это время сила тяжести не успеет заметно изменить импульс осколков по вертикали. Если раньше всё это проговаривалось устно, то теперь это следует записать в решении.
  8. Полезно держать в голове вопросы-помощники: «Что происходит?», «Почему это происходит?», «Чем это можно подтвердить?»
  9. При оформлении решения качественной задачи следует помнить, что в ней проверяются умения объяснять физические явления, делать выводы, строить умозаключения на основе известных законов. Можно построить некоторую пирамиду действий:
    • работа с текстом: внимательное и смысловое чтение, понимание и выделение вопроса;
    • анализ условия: выделение описанных явлений, процессов, свойств тел, установление взаимосвязей между ними, уточнение существующих ограничений, чем можно пренебречь;
    • план действий: выделение логических шагов в решении задачи;
    • запись решения: построение объяснения для каждого логического шага, указание законов, формул;
    • формулировка ответа.

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ: