Программа «Демократическая Республика ЭДЕМ»
Одним из направлений, способствующих активизации гражданской позиции старшеклассников, является развитие ученического самоуправления. Самоуправление позволяет включать учащихся в реальное управление, помогает строить партнерские отношения.
В нашей школе самоуправление зародилось в 1998 году, прошло несколько этапов становления и только в 2003 году сформировалась окончательная система, которая выявилась в программу «Демократическая республика ЭДЕМ».
Цель программы: создание развивающей среды, способствующей формированию у учащихся опыта социальных отношений и развитию активной гражданской позиции, воспитание, гражданина с высокой демократической культурой.
Задачи:
- Помочь учащимся освоить на практике основные демократические процедуры в обществе.
- Развить организаторские способности учащегося, учить управлять и подчиняться.
- Воспитать самостоятельность, ответственность, предприимчивость.
- Научить умению отстаивать свои права, права коллектива.
- Сформировать политическую культуру.
- Освободить учителя (классного руководителя) от части организаторских, контрольных функций.
- Использовать интеллектуальный и физический потенциал учащихся в решение практических и хозяйственных проблем школы.
Самоуправление в нашей школе базируется на следующих принципах:
- принцип равноправия – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения,
- принцип выборности – полномочия приобретаются в результате выборов,
- принцип гласности – работа органов самоуправления открыта для всех учащихся,
- принцип законности – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов,
- принцип целесообразности – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся,
- принцип гуманности – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных заповедях,
- принцип ответственности – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями.
Содержание деятельности:
Республика ЭДЕМ – это форма жизнедеятельности учащихся, которая реализуется в следующих направлениях:
- Социально-значимая деятельность – деятельность, при выполнении которой достигается определенный результат полезный как для самих учащихся, так и для окружающих.
- «Школа лидера» – развитие учащихся от «слушателя» до «лидера-организатора», рост коллективов старшеклассников от «песчаной россыпи» до «горящего факела» (по методике А.Н.Лутошкина).
- Спортивно – оздоровительная деятельность.
- Информационная деятельность.
- Выпуск газеты «ЭДЕМовец», проведение социологических опросов.
- Досуговая деятельность – способствует раскрытию творческих способностей каждого ученика школы.
- Трудовая деятельность.
- Нормативно-правовая деятельность.
- Спортивно-оздоровительная работа.
- Военно-патриотическая деятельность.
- Деятельность по изучению ПДД.
Уровни ученического самоуправления:
1 уровень – ученическое самоуправление в классе.
2 уровень – ученическое самоуправление в школе.
3 уровень – межшкольное взаимодействие.
Каждый класс школы представлен как отдельный город со своей символикой (название, девиз, герб). В каждом городе избирается мэр (представитель города) и администрация (горсовет). Мэр города и совет выбирается на учебный год.
Мэры и советы классов – городов тесно сотрудничают между собой. Организуют разнообразные внеучебные дела, акции, выезды. Стало традицией проводить праздники «городов – побратимов», где классы заключают между собой договора о дружбе, и взаимопомощи и взаимовыручке.
Ученическое самоуправление второго уровня составляют общешкольные органы самоуправления, Школьная Дума, министерства, президент избираемые на год.
Стать президентом может старшеклассник представивший и успешно защитивший свою предвыборную программу и набравший большинство голосов на выборах. Каждое министерство имеет своего консультанта.
Структура и жизнь государства определяется Конституцией, которое выработало школьное сообщество. Конституция может дополняться и изменяться. В основу этого документа положены нравственные ценности, определенные самими коллективами и направлены на уважение личности воспитанников, их самостоятельности, взглядов и суждений, достоинства и чести.
Третий уровень ученического самоуправления характеризуется участием представителей школы в районном совете. В участие и организации районных лагерей актива.
Основные этапы жизни Республики ЭДЕМ
- Организационный этап:
- Определение лидеров.
- Знакомство с традициями и жизнью Республики.
- Знакомство с документами Республики.
- Избирательный этап:
- Выборы в местные органы самоуправления.
- Регистрация избирательных блоков.
- Проведение избирательной компании.
- Выборы органов власти.
- Формирование Правительства.
- Деятельный этап:
- Организация жизни Республики ЭДЕМ.
- Отчетный этап:
- Отчет органов самоуправления.
Ожидаемые результаты
- Личность, умеющая адаптироваться в социальной среде.
- Закрепление в поведении старшеклассников демократических ценностей, провозглашенных в Республике ЭДЕМ и превращение их в привычку.
- Появление лидеров, способных брать на себя ответственность в ситуации выбора.
- Появление в молодежной среде лидеров, имеющих нравственные ценности.
- Наличие нормативно-правовых документов, регулирующих жизнь Республики.
- Насыщенная и интересная для учащихся жизнь школы.
Диагностика результатов
- Диагностика эффективности программы «Демократическая республика ЭДЕМ» отслеживается при помощи следующих диагностик:
- Методика «Я – позиция», «Акт добровольцев» (А.В.Байбородовой).
- Методика выявления уровня развития ученического самоуправления (М.И.Рожкова).
- Методика «Мы – коллектив» (А.Н.Лутошкина).
- Диагностика формирования у старшеклассников гражданской зрелости.