Социально — психологическая служба

Состав службы социально-психологической помощи:

Зам. директора по ВР — Бортникова Ангелина Альбертовна

Социальный педагог — Галлямутдинова Айгуль Фидаретовна

Педагог-психолог — Богатырева Вера Сергеевна, Галиева Алина Ринатовна

Основной целью деятельности службы является психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей и подростков в процессе обучения в школе, а также психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.

Одна из задач социально — психологической службы – обеспечить такой психологический климат, когда детям хочется учиться, учителям работать, а родители не жалеют, что своего ребенка отдали именно в эту школу.




Зачем нужна школе психологическая служба?

В каких случаях обращение к школьному психологу просто незаменимо? Чем может помочь психолог-педагог родителям, учителям, учащимся? Давайте разбираться в этом.

В современном сложном мире любой взрослый человек испытывает трудности, под влиянием которых начинает сомневаться в себе, в своих близких. Мы вступаем в конфликты с друзьями и незнакомыми людьми, что может нас раздражать, а иногда и повергать в депрессию. Напряженная жизнь и стремление все успеть порождают стресс. Если же мы обратимся к детям, подросткам, девушкам и юношам, то вышеописанная ситуация усугубляется тем, что все они находятся в процессе развития, формирования, со многими явлениями сталкиваются впервые и иногда отчаянно нуждаются в помощи такого профессионала, который выслушает, поддержит, откроет нечто важное в самом себе. Таким профессионалом является психолог.

Даже если жизнь складывается вполне нормально, именно психолог своими методиками подтвердит, что это действительно так. А может уловить некие предвестники будущих трудностей и скорректировать развитие так, чтобы избежать нежелательных последствий. Вот мама заметила, что ее первокласснику трудно сосредоточиться на простом домашнем задании или применить правило. Психолог проведет диагностику, установит причину, даст рекомендации.

Давайте вспомним, как нелегко большинству из нас давался выбор профессии. Начиная с 7-х – 8-х классов, психолог помогает подростку лучше понять себя, выявить свои предпочтения, а затем в старших классах сделать правильный профессиональный выбор.

Психолог работает с детскими коллективами по формированию навыков конструктивного взаимодействия, развитию познавательных процессов, интуиции, уверенности; проводят коррекцию школьной тревожности и неуспешности.

Социальный педагог Главной сферой его деятельности является социум (сфера ближайшего окружения личности и сфера человеческих отношений). При этом приоритетному (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального и т. п. плана), отклонений в поведении.

Взаимодействие внутри службы:

Основное взаимодействие социального педагога и психолога идет по направлениям: профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности учащихся, наркопрофилактика, просвещение, работа с «трудными» детьми. Социальный педагог оказывает информационную и правовую помощь учащимся, родителям и педагогам. Психолог оказывает помощь в консультировании учащихся, родителей и педагогов по вопросам психологических особенностей учащихся различных возрастных категорий.

Направления работы:

1. Социально-педагогическое. Выявление социальных и личностных проблем детей всех возрастов.
2. Социально-правовое. Защита прав ребенка.
3. Социально-психологическое. Психолого- педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для   взаимопонимания в семье, в социуме.
4. Социально-профилактическое. Раннее выявление и предупреждение факторов отклоняющего поведения у обучающихся.
5. Социально-диагностическое. Установление причин отклоняющего поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия семьи.
6. Социально-информационное. Повышение педагогической и законодательной грамотности.

Основные направления работы

Социальный педагог

  • Проверка посещаемости занятий учащимися.
  • Составление социального паспорта семей учащихся, нуждающихся в социальной защите или помощи, и учащихся с девиантным поведением.
  • Помощь в составлении планов классным руководителям индивидуальной работы с «трудными» учащимися.
  • Профилактические беседы с трудными» учащимися и их родителями.
  • Участие, в проверках планов воспитательной работы с «трудными» учащимися, работе Совета профилактики, административных совещаниях, малого педсовета и т.д.
  • Взаимодействие с органами.
  • Развитие индивидуальных способностей учащихся.
  • Оказание психологической помощи и поддержки учащимся.

Психолог

  • Индивидуальное консультирование учащихся, родителей, педагогов по проблемным вопросам.
  • Диагностика индивидуальных способностей учащихся.
  • Участие в административных совещаниях, в работе Совета профилактики, малого педсовета и т.д., участие в мониторинге учебно-воспитательного процесса.
  • Помощь классным руководителям в составлении планов индивидуальной работы с «трудными» учащимися.
  • Помощь педагогам в составлении планов по самообразованию.

Сотрудники социально-психологической службы имеют право:

  • Посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия группы продленного дня с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся;
  • Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией;
  • Проводить в школе групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования (в соответствии с запросами);
  • Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др;
  • Обращаться в случае необходимости через администрацию школы с ходатайством в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи школьнику;
  • Обращаться с запросами в медицинские и дефектологические учреждения.

Основные виды деятельности:

  • Социально-психологическое просвещение- приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к социально-психологическим знаниям.
  • Социально-психологическая профилактика- специальный вид деятельности, направленный на сохранение, укрепление и развитие психического здоровья детей на всех этапах школьного возраста.
  • Социальная и психологическая консультация (индивидуальная, групповая, семейная).

Советы психолога

  • Если ты никак не можешь добиться успеха в своем деле, подумай, может, причина в каком-нибудь из этих признаков:
  • У тебя нет четко поставленной цели: это сокращает путь к успеху.
  • Нет общего замысла: важно понимать, зачем ты ставишь перед собой именно эту цель.
  • Отсутствует план действий: если не знаешь, какие шаги предпринимать, цели не достигнешь никогда.
  • Ты слишком самоуверенна: допуская возможность ошибки, чтобы быть готовой изменить план действий.
  • Не веришь в успех: это парализует твои действия.
  • Ты не учишься на своих ошибках: не пугайся их, а проанализируй.
  • Не слушаешь советов: это не признак мягкотелости, а шанс поучиться на чужом опыте.
  • Ты боишься, что тебя скопируют: это может стать тормозом.
  • Ты устала: это провоцирует неудачи.
  • Ты боишься успеха: потому что не знаешь, что будешь делать после него.

Советы социального педагога

  • Чем больше добрых поступков мы совершаем, тем более счастливыми себя ощущаем.
  • Эту прямую зависимость подтвердило масштабное исследование психологов и социологов.
  • Те, кто выражает свою благодарность, нежность и другие добрые чувства к людям в конкретных повседневных делах, не только с большим оптимизмом смотрят на мир, но и физически чувствуют себя лучше, ощущают свою жизнь более гармоничной.
  • Конечно, хорошие поступки — это не единственный путь к счастью, но все же эти явления взаимосвязаны.
  • И потому, если в какой-то несчастливый момент вам покажется, что все идет не так, стоит попробовать творить добро чаще, чтобы восстановить душевное равновесие.

Нормативно-правовые документы социально-педагогической работы в школе:

Конвенция о правах ребенка.pdf (скачать)

Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. О введении ФГОС ОВЗ.pdf (скачать)

Российская федерация федеральный закон об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.pdf (скачать)

Профилактика правонарушений

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Для  своевременного выявления, установления причин и обеспечения профилактики негативных явлений в поведении детей, в школе определены следующие сферы деятельности воспитательно-профилактической работы:

— Выявление и учёт учащихся, склонных к отклоняющемуся и агрессивному поведению, систематически пропускающих учебные занятия без уважительных причин;

— Выявление и учёт семей, находящихся в социально-опасном положении, и семей, нуждающихся в помощи органов социальной защиты, и оказание им психолого-педагогической и социально-педагогической помощи;

— Организация индивидуально-профилактической работы классных руководителей, заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога, психолога, которая направлена на социально-психологическую адаптацию детей и семей, состоящих на внутришкольном учете;

— Организация досуга учащихся в различных школьных кружках и секциях в каникулярное и внеучебное время;

— Организация и проведение общешкольных и классных мероприятий, направленных на предупреждение и профилактику правонарушений;

— Использование программ и методик по выявлению и развитию способностей каждого учащегося, на формирование здорового образа жизни, на ориентированность высоких нравственных ценностей и профилактику безнадзорности и правонарушений;

— Организация предупредительно-профилактической работы школы в тесном контакте с муниципальными органами, с ОДН, КДН системой здравоохранения и социально-психологическими службами..

Традиционно, в начале года, проводится межведомственная профилактическая акция «Внимание, дети!», целью которой является воспитание у обучающихся  навыков, связанных с безопасным поведением на улицах и дорогах, адаптации к транспортной среде в местах постоянного жительства и учебы. В рамках акции проходят: уроки правовых знаний;  уроки безопасности; классные часы, беседы  по ПДД; конкурс рисунков, плакатов, фотографий «По безопасной дороге — в безопасное будущее»; игра по станциям «Мы — участники дорожного движения», «Безопасное колесо».  Создан отряд «Юных инспекторов движения», куда вовлекаются дети «группы риска».

Ежемесячно классные руководители проводят инструктажи с обучающимися по ТБ, знакомят с правилами  поведения в лесу (во время походов), на  водоемах,  на льду,  в общественных местах,  на дороге,   ТБ при проведении массовых мероприятий, пожарной безопасности и др.,  с последующей подписью обучающихся в журнале прохождения инструктажа.

С целью предупреждения преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и формирования личностных качеств и поведенческих навыков, предопределяющих выбор здорового образа жизни,  проводится  месячник по профилактике правонарушений, безнадзорности, алкоголизма, наркомании, курения среди несовершеннолетних и защите их прав.

Вопросы профилактики правонарушений и состояния безнадзорности среди несовершеннолетних систематически рассматриваются на совещаниях при директоре, педсоветах.

На основании  Положения в школе создан Совет профилактики, работающий по утверждённому плану.  Цель Совета профилактики – воспитательное воздействие на личность обучающегося.  Задачи: выявление характера и причин отклонения в поведении и обучении учащихся,  разработка плана воспитательных мер в целях коррекции поведения, консультации в решении сложных и конфликтных ситуаций. 

Разработано Положение о порядке постановки учащихся на внутришкольный учет и снятия с учета; составлен план совместной работы с комиссией по делам несовершеннолетних.

Значительную работу в изучении индивидуально-психологических особенностей личности обучающихся проводят классные руководители.

Каждый  классный руководитель составляет «банк данных» обучающихся своего класса.  На основании «банка данных» классных коллективов составляется социальный паспорт школы. В начале учебного года выявляются «трудные дети», за которыми в течение учебного года ведется наблюдение, осуществляется контроль за поведением, успеваемостью, посещаемостью.

Сложилась определенная система сбора сведений по пропускам уроков. Данные о пропусках записываются в журнал ежедневно, выясняются причины отсутствия, ежемесячно данные о пропусках без уважительной причины передаются в КДН. 

Классные руководители  проводят изучение контингента учащихся и их семей, выделяют учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В основе работы с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, заложен индивидуальный подход, который предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Поддерживается тесная связь с родителями, учителями-предметниками, медицинским работником школы,   администрацией школы  и комиссией по делам несовершеннолетних района и оказывается необходимая социально – педагогическая помощь.

В течение года осуществлялся периодический патронаж семей, в которых воспитываются опекаемые дети, составляются акты обследования жилищно-бытовых и  социально-психологических  условий проживания несовершеннолетних. С опекунами проводятся индивидуальные консультации, решаются вопросы по оказанию  необходимой помощи.

Дети из социально незащищённых малообеспеченных и многодетных  семей обеспечиваются бесплатным горячим питанием.

Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования учащихся. Чем больше ребенок будет задействован во внеурочной деятельности, тем меньше у него останется времени на совершение правонарушений.

Внеурочная деятельность и дополнительное образование в школе рассматриваются как важнейшие составляющие образовательного процесса, обеспечивающего развитие успешной личности. 

Работа с семьями по профилактике  правонарушений  направлена: на выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей; организацию консультаций специалистов-психологов, педагогов, медиков для родителей; организацию тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения.

В течение учебного года родительский всеобуч осуществляют классные руководители, завучи, психолог, согласно запланированной тематике. Общешкольные родительские собрания посвящены взаимодействию семьи и школы в вопросах пропаганды здорового образа жизни, профилактики безнадзорности и правонарушений, профилактики вредных привычек, обеспечению безопасности детей. Родители являются активными помощниками классных руководителей в организации  классных и общешкольных мероприятий. 

Социально-педагогическая работа с учителями:

-обсуждение на  совещании при директоре  вопросов, связанных с предупреждением и разрешением конфликтных ситуаций между учителями и учащимися;

-проведение семинара: «Устранение причин нравственной деформации личности и отклонений в поведении ребенка»;

-и консультации: «Взаимоотношения с гиперактивными детьми», «Работа с агрессивными детьми»;

-беседы: «Педагогическая поддержка учащихся в решении проблем», «Семья – важнейший фактор влияния на ребенка»;

-обсуждение на  педагогическом совете вопросов по   устранению проблем неуспешности учащихся, а также привлечению детей, склонных к правонарушениям в досуговую деятельность.