- Программа психолого-педагогического сопровождения на 2024-25 учебный год.
- План работы с детьми инвалидами и детьми с ОВЗ на 2024-2025-уч. год
- Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия для обучающихся с интеллектуальными нарушениями для 5-9-классов».
- Рабочая программа коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения обучающихся с РАС»
- Рабочая программа коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
- Рабочая программа по психокоррекционному курсу для обучающихся 5 — 9 классов с УО
- Рабочая программа учителя дефектолога для обучающихся с РАС
- Рабочая программа учителя дефектолога для 6-8 классов на 2023-2024 уч.год
- Положение о тьюторском сопровождении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Психолого-педагогические условия реализации АОП ООО обучающихся с ОВЗ в МБОУ Школа №132
Описание и анализ существующей практики по созданию специальных условий в образовательной организации для обучения детей с особыми образовательными потребностями
Инклюзивное образование реализуется в школе с 1993 года. Цель школы – создание целостной, общедоступной, адаптивной к особенностям ребенка системы образования, обеспечивающей всем детям оптимальные педагогические условия для подготовки их к активной, общественно полезной жизни.
Обучающиеся с ОВЗ принимают участие во всех школьных мероприятиях с
учётом их возможностей и интересов: общешкольные праздники, спортивные мероприятия, социальные акции, а также детское самоуправление, которое осуществляется в форме Молодежной республики ЭДЕМ — все это помогает адаптации и социализации обучающихся. Для успешного включения детей с ОВЗ в школьную жизнь проводится систематическая работа с родителями: родительские лектории, собрания, совместные мероприятия с детьми.
В школе создана социально-психологическая служба, осуществляющая сопровождение детей и состоящая из опытных педагогов, педагога-психолога, социального педагога и медицинского работника.
Основные направления работы социально-психологической службы:
1.Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся.
2.Проведение школьных психолого-медико-педагогических консилиумов, педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями.
4.Консультативная работа с педагогами, обучающимися и родителями.
5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).
6.Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с обучающимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).
В 2012 году в школе создана полноценная безбарьерная среда, имеется нормативно-правовая база по реализации инклюзивного образования.
Итогом нашей работы является успешное окончание 9 класса всеми обучающимися школы. Ежегодно 1-2 обучающихся с ОВЗ переходят на обучение в 9 общеобразовательный класс и успешно сдают экзамены в форме ОГЭ. Большая часть выпускников с ОВЗ продолжают успешно обучаться в колледжах города на бюджетной основе.
Анализ паспорта доступности
Здание школы доступно для предоставления образовательных услуг и оказания необходимой помощи детям с ОВЗ. Расстояние до остановки общественного транспорта 250 м. Территория вокруг школы заасфальтирована, предусмотрена стоянка для транспорта, оборудованная специальными знаками. Вход в здание школы оснащен пандусом с перилами с двух сторон. Дверные проемы расширены. Входные дверные блоки из ПВХ. Кабинеты на первом этаже и библиотека имеют распашные двери без порогов. Школьный буфет обеспечивает обучающихся 2-х разовым горячим питанием, соответствующим физиологическим потребностям детей с ОВЗ. В туалетных комнатах имеются необходимые приспособления, поручни, широкие дверные проемы.
Программно- методическое обеспечение образовательного процесса.
МБОУ Школа №132 осуществляет образовательную деятельность по АООП ООО по ФГОС для детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями.
Школа в полном объеме обеспечена учебной литературой, программами по всем дисциплинам учебного плана, УМК для педагогов и учащихся, дидактическим и иллюстративно-наглядным материалом, что позволяет обеспечить возможность инклюзивного и интегрированного обучения.
Материально- техническое обеспечение
В школе имеются кабинеты социального педагога, педагога-психолога, кабинет врача, оборудованная сенсорная комната.
Учебные кабинеты укомплектованы одноместными ученическими столами. В каждом кабинете установлены технические средства обучения: видеопроектор с экраном, компьютер, интерактивная доска. Библиотека на 100% обеспечена специальными учебниками и учебными пособиями. Актовый зал укомплектован мультимедийным проектором, экраном, персональным компьютером.
Учебные мастерские (швейная, слесарная, столярная) оснащены необходимым оборудованием.
Кадровое обеспечение
В МБОУ Школа №132 работают 22 высококвалифицированных педагогов, педагог-психолог, социальный педагог, тьютор. Все педагоги имеют высшее образование. Три педагога имеют звание «Почётный работник общего образования РФ», четыре педагога звание «Отличник образования РБ».14 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 6 — первую категорию. Все педагоги регулярно проходят курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ (не менее 72 ч), обмениваются опытом, участвуют в конкурсах профессионального мастерства.
Сетевые формы взаимодействия
Наши партнеры: ПМПК «Юг», республиканский центро «Семья», ЦРМСС «Развитие», детская поликлиника №47, подростковый клуб «Данко», ДЭБЦ «Росток», ДДЮТ «Орион» и др.
Работа с детьми страдающими аутизмом
Аутизм — нарушение психического развития, при котором, прежде всего страдает способность к общению, социальному взаимодействию. Чаще всего оно затрагиает развитие коммуникативных, речевых навыков, мышление, а также социальные и игровые навыки. Запоздалое или недостаточное развитие этих навыков приводит к общему отставанию в развитии детей с аутизмом, по сравнению с их сверстниками.
Особенностями детей с РАС является:
- дефицит социального взаимодействия, который проявляется в определенных дефектах невербальной коммуникации (отсутствие интереса к сверстникам; отсутствие интереса к общению);
- отсутствие инициативы для того, чтобы поделиться информацией со сверстниками, поделиться ощущениями или впечатлениями;
- затруднения выражении чувств взаимности;
- поведение детей с РАС характеризуется также жёсткой стереотипностью (от многократного повторения элементарных движений до сложных ритуалов) и нередко носит деструктивный характер (агрессия, аутоагрессия, крики, негативизм и пр.), повышенный интерес к сенсорной стимуляции;
- сенсорное развитие ребенка с РАС значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно из-за несовершенства процесса восприятия. Только в процессе практической деятельности у них постепенно развивается способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете;
- ориентировка в пространстве складывается постепенно, от чувства собственного тела до выработки стратегии поведения в физическом и социальном мире. Дети с РАС неточно и неполно осознают пространственные отношения предметов;
- в сенсорной комнате создаются условия для тренировки процессов торможения, навыков саморегуляции и расслабления. Спокойная обстановка в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнаты: мягкого света, расслабляющей музыки — помогают ребенку максимально расслабиться успокоиться, ощутить защищенность, почувствовать уверенность в себе, развить навыки общения, расширить круг представлений об окружающем. Пребывание ребенка в новой необычной обстановке сенсорной комнаты позволяет ему раскрепоститься, настроиться на активную деятельность, создает благоприятный эмоциональный фон.
Таким образом, сенсорная комната является многофункциональным комплексом, использование которого способно значительно оптимизировать развитие ребенка.
Цель:
Снятие эмоционального напряжения, расширение познавательной сферы, развитие воображения, сенсомоторных навыков, коррекция внимания, эмоционально волевой сферы ребенка.
Задачи:
- формирование детей социально эмоциональных навыков, положитель ых черт характера, способствующих наиболее эффективной адаптации и реабилитации;
- коррекция нежелательных черт характера (тревожности, агрессивности, страха, застенчивости) и нарушенных форм поведения;
- профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
- преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
- создание положительного эмоционального состояния;
- стимулирование сенсорно-перцептивных процессов;
- развитие общей и мелкой моторики и коррекция двигательных нарушений, повышение интереса к исследовательской деятельности;
- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия.
Основные принципы :
Принцип единства диагностики и коррекции. Диагностика, проведенная перед началом занятий по программе, позволяет индивидуально подобрать актуальный уровень сложности заданий для каждого ребенка, чем достигается наибольшая коррекционная эффективность занятий.
Деятельностный принцип коррекции. Коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы ребенка происходит в ходе направляемого психологом взаимодействия ребенка с оборудованием темной сенсорной комнаты. В ходе каждого занятия совершенствуются практические умения и навыки ребенка.
Принцип учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка. В зависимости от возраста детей, их индивидуально-психологических особенностей и уровня развития сенсорно-перцептивной сферы в структуре и содержании занятия производятся изменения. В том числе регулируется уровень сложности и продолжительности занятий, длительность использования интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты.
Принцип системности развития психологической деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач.
Основные этапы психологической коррекции на занятиях в условиях сенсорной комнаты.
Первый этап — индивидуальная работа психолога с ребёнком, с целью установления контакта и определения сенсорного канала. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в сенсорной комнате. Установление контакта с ребенком с РАС требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего коррекционного процесса.
Второй этап — усиление психологической активности ребенка.
На третьем этапе психологической коррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка и развитие основных психологических процессов.
Основные методики, технологии и приемы, используемые в условиях сенсорной комнаты:
- цвето, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света);
- музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки);
- игротерапия;
- элементы телесно-ориентированной терапии;
- элементы сказкотерапии.
Формы работы: индивидуальные, либо подгрупповые занятия (количество участников 2-4 человека, с одинаковым уровнем интеллектуального и физического развития).
Ожидаемые результаты:
- расширение ряда сенсорных эталонов;
- развитие умения дифференцировать собственные сенсорные ощущения;
- развитие умения сравнивать и называть характерные признаки предмета;
- снижение уровня тревожности и агрессии;
- развитие умения понимать и принимать эмоциональное состояние, свое и окружающих.
Используемого оборудования:
- Пузырьковая колонна
- Мягкое основание для колонны
- Комплект зеркал для колонны
- Набор СD для релаксации
- Фонтан водный (настольный)
Занятие с элементами тренинга «Серебристый туман»
Техника проведения: воспитанникам предлагается устроиться на одном из мягких пуфиков и принять удобное положение, по достижении комфортного состояния начнется сеанс, направленный на урегулирование психоэмоционального состояния. Задача детей состоит в том, чтобы слушать и слышать голос психолога, звучащую музыку.
Инструкция: предлагаю тебе устроиться на пуфике и принять удобное положение, по достижении комфортного состояния мы начнем сеанс, направленный на урегулирование психоэмоционального состояния. Тебе нужно слышать и слушать мой голос, звучащую музыку.
Текст для релаксации.
1 фаза. Расслабление. Устраивайся удобно… Чувствуй себя совершенно непринужденно… Сама поза вызывает расслабление мышц… Ты лежишь на мягком, зеленом лугу… Наверху ярко светит солнце… Вокруг тебя растут цветы… Теплый ветерок нежно овевает твое тело… Ветерок покачивает траву и стебли цветов вокруг тебя… Вдохни аромат цветов… Посторонние звуки постепенно приглушаются… отдаляются… Звуки несутся издалека… мимо сознания… Уходят все тревоги, заботы дня… здесь только отдых… и покой… Отсутствие напряжения приятно… Расслабляются мышцы рук… Руки полностью расслабляются… Расслабляются мышцы ног… Ноги полностью расслабляются… Расслабляются мышцы туловища… Расслабляются мышцы живота… Расслабляются мышцы спины… Расслабляются мышцы груди… Приятное тепло во всем теле… Расслабляются мышцы лица… зубы разжаты… Язык расслаблен… Расслаблены губы… Лоб разглаживается… Разглаживаются все складки лба… Полная безмятежность… Тихо… уютно… удобно… спокойно… Все тело обволакивается приятным, ласковым теплом… Тепло растворяет все ощущения… уносит их… Тепло проникает в каждую клеточку тела… Тело растворяется в окружающем пространстве… Границы тела исчезают… Тебя окутывает туман… Приятный, теплый, серебристый туман… Все тело растворяется в тумане… Мозг… успокаивается… Мысли… замедляются… Медленнее… медленнее… медленнее… Ты дышишь легко… и ровно… Дыхание спокойное… ритмичное… Ты полностью расслаблена… и спокойна… Мягкое, приятное тепло во всем теле… Глаза можно закрыть… Сосредоточься на ощущении тепла и покоя… Перенеси свое внимание на грудь… На ней сидит прекрасная бабочка… Рассмотри бабочку… Всмотрись в игру красок… и тончайшие узоры на ее крыльях… Бабочка готова взлететь… Но бабочка остается на месте… На каждом вдохе и выдохе… тебе кажется, что она вот-вот взлетит… И ты готова отправиться в полет вместе с ней… Следи за движением крыльев бабочки… Бабочка наконец взлетает… Ты летишь за бабочкой… Легкий, приятный полет… Ласковый, теплый ветерок овевает твое тело… Впитай в себя все звуки и образы… Насладись полетом… Бабочка привела тебя в удивительное место… свободное от всех забот и волнений… Здесь ты в полной безопасности… Тебя окружает мощное энергетическое поле золотистого света… Свет защищает тебя от всех негативных внешних воздействий… Ощути энергию этого света… Свет свободно течет через твое тело… Наполняет тебя своей энергией… Это твой мир… Мир, в котором тебе подвластно все… Ты хозяин и архитектор этого мира… Сделайте его таким, как ты желаешь… | 2 фаза. Самостоятельная работа. Пора возвращаться… Серебристый туман окутывает тебя… Ты находишься в облаке мягкого, прохладного тумана… Приятный, прохладный туман подхватывает тебя… Ты плавно плывешь к началу путешествия… Путешествие заканчивается… Легкий, прохладный ветерок рассеивает туман… Приятный белый солнечный свет полностью рассеял туман… Ты возвратилась на луг… 3 фаза. Активация. Ты чувствуешь бодрость, хорошее настроение… Твои мысли наполняются энергией… Дыхание становится более глубоким… Вдох длинный… глубокий… Выдох короткий, энергичный… Длинный… глубокий вдох… Короткий, энергичный выдох… Скованность рук проходит… Скованность ног проходит… Пошевели пальцами рук… сложи руки в замок… Потянулась… хорошо, с удовольствием потянулась… Глубоко вздохнула… так, чтобы холодок пробежал по спине… Вдохнула… выдохнула… Еще потянулась разок… Активнее! А теперь улыбнись. Улыбайся, улыбайся! Сеанс окончен. Анализ: Как себя чувствуешь после проведенного сеанса? Удалось ли расслабиться? Ощущаешь ли прилив энергии, жизненных сил? Можем ли мы дальше продолжать занятие? |