Инклюзивное образование

Описание и анализ существующей практики по созданию специальных условий в образовательной организации для обучения детей с особыми образовательными потребностями

Инклюзивное образование реализуется в школе с 1993 года. Цель школы – создание целостной, общедоступной, адаптивной к особенностям ребенка системы образования, обеспечивающей всем детям оптимальные педагогические условия для подготовки их к активной, общественно полезной жизни.

Обучающиеся с ОВЗ принимают участие во всех школьных мероприятиях с
учётом их возможностей и интересов: общешкольные праздники, спортивные мероприятия, социальные акции, а также детское самоуправление, которое осуществляется в форме Молодежной республики ЭДЕМ — все это помогает адаптации и социализации обучающихся. Для успешного включения детей с ОВЗ в школьную жизнь проводится систематическая работа с родителями: родительские лектории, собрания, совместные мероприятия с детьми.

В школе создана социально-психологическая служба, осуществляющая сопровождение детей и состоящая из опытных педагогов, педагога-психолога, социального педагога и медицинского работника.

Основные направления работы социально-психологической службы:

1.Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся.

2.Проведение школьных психолого-медико-педагогических консилиумов, педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями.

4.Консультативная работа с педагогами, обучающимися и родителями.

5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).

6.Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с обучающимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).

В 2012 году в школе создана полноценная безбарьерная среда, имеется нормативно-правовая база по реализации инклюзивного образования.

Итогом нашей работы является успешное окончание 9 класса всеми обучающимися школы. Ежегодно 1-2 обучающихся с ОВЗ переходят на обучение в 9 общеобразовательный класс и успешно сдают экзамены в форме ОГЭ. Большая часть выпускников с ОВЗ продолжают успешно обучаться в колледжах города на бюджетной основе.

Анализ паспорта доступности

Здание школы доступно для предоставления образовательных услуг и оказания необходимой помощи детям с ОВЗ. Расстояние до остановки общественного транспорта 250 м. Территория вокруг школы заасфальтирована, предусмотрена стоянка для транспорта, оборудованная специальными знаками. Вход в здание школы оснащен пандусом с перилами с двух сторон. Дверные проемы расширены. Входные дверные блоки из ПВХ. Кабинеты на первом этаже и библиотека имеют распашные двери без порогов. Школьный буфет обеспечивает обучающихся 2-х разовым горячим питанием, соответствующим физиологическим потребностям детей с ОВЗ. В туалетных комнатах имеются необходимые приспособления, поручни, широкие дверные проемы.

Программно- методическое обеспечение образовательного процесса.

МБОУ Школа №132 осуществляет образовательную деятельность по АООП ООО по ФГОС для детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями.

Школа в полном объеме обеспечена учебной литературой, программами по всем дисциплинам учебного плана, УМК для педагогов и учащихся, дидактическим и иллюстративно-наглядным материалом, что позволяет обеспечить возможность инклюзивного и интегрированного обучения.

Материально- техническое обеспечение

В школе имеются кабинеты социального педагога, педагога-психолога, кабинет врача, оборудованная сенсорная комната.

Учебные кабинеты укомплектованы одноместными ученическими столами. В каждом кабинете установлены технические средства обучения: видеопроектор с экраном, компьютер, интерактивная доска. Библиотека на 100% обеспечена специальными учебниками и учебными пособиями. Актовый зал укомплектован мультимедийным проектором, экраном, персональным компьютером.

Учебные мастерские (швейная, слесарная, столярная) оснащены необходимым оборудованием.

Кадровое обеспечение

В МБОУ Школа №132 работают 22 высококвалифицированных педагогов, педагог-психолог, социальный педагог, тьютор. Все педагоги имеют высшее образование. Три педагога имеют звание «Почётный работник общего образования РФ», четыре педагога звание «Отличник образования РБ».14 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 6 — первую категорию. Все педагоги регулярно проходят курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ (не менее 72 ч), обмениваются опытом, участвуют в конкурсах профессионального мастерства.

Сетевые формы взаимодействия

Наши партнеры: ПМПК «Юг», республиканский центро «Семья», ЦРМСС «Развитие», детская поликлиника №47, подростковый клуб «Данко», ДЭБЦ «Росток», ДДЮТ «Орион» и др.